Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Режиссер-постановщик Оксана Штанина
Музыкальный руководитель, дирижер-постановщик Евгений Хохлов
Художник-постановщик Александр Пырялин
Художник по свету Эмиль Авраменко

Опера в одном действии

Оперы по произведениям Гоголя не могут сравниться в популярности с операми по Пушкину, но создаются с регулярностью. Еще в 1868 году Мусоргский сочинил оперу «Женитьба», а позже писал, но не закончил оперу «Сорочинская ярмарка». В 1874-1887 годах Чайковский создал три версии оперы на основе повести «Ночь перед Рождеством», получившую в итоге название «Черевички», а в 1895 году оперу на тот же сюжет сочинил Римский-Корсаков – он же в 1880 году положил на музыку «Майскую ночь». Шостакович, будучи в эвакуации в Куйбышеве, работал над оперой «Игроки», но не закончил ее – зато его «Нос», впервые поставленный в 1930 году, ставится не только в России, но и на мировых сценах. На тексты Гоголя написано больше двух десятков других опер – музыкальное воплощение получали «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Ревизор».
В 1971 году Кировский (сегодня – Мариинский) театр заказал молодому композитору Геннадию Банщикову новую оперу по Гоголю. Над либретто работал писатель Михаил Лободин (1901-1999), автор исторической беллетристики. Описанные у Гоголя перипетии тяжбы миргородских помещиков, поссорившихся на пустом месте, остаются за кадром; обстоятельное описание их дружбы и характеров сконденсировано в несколько минут, а основное внимание уделено собственно сцене ссоры. «Как поссорились…» даже называют оперой-сценой. В ней всего два персонажа – тенор и бас.
На сочинение получасовой оперы у композитора ушел год работы. Премьера состоялась 4 августа 1973 года. Геннадий Банщиков в детстве жил на Украине, и главной темой оперы он сделал знаменитую украинскую песню «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…» на стихи Михаила Петренко (1817-1862) и музыку Людмилы Александровой годы рождения и смерти — неизвестны), одной из первых женщин-композиторов в Российской империи. Сперва два Ивана поют песню дуэтом, как закадычные друзья, а к финалу на ту же мелодию разрывают между собой отношения.
Свою оперу Банщиков посвятил композитору Рихарду Штраусу, и сложность оркестровки этой камерной вещи в самом деле не уступает изощренности партитур Штрауса и Вагнера. Это оркестровое богатство и пафос нужны с одной целью – показать, в полном соответствии с духом гоголевской сатиры, какими масштабными могут быть для людей самые мелочные их страсти.
Режиссер-постановщик Оксана Штанина
Музыкальный руководитель, дирижер-постановщик Евгений Хохлов
Художник-постановщик Александр Пырялин
Художник по свету Эмиль Авраменко

Показать полное описание Свернуть описание
Руки Вверх!
05 Июнь 2021сб 20:00
Самара Арена
800 — 3 500
Государственный академический Кубанский казачий хор
01 Нояб.вс 19:00
Окружной Дом Офицеров
1 200 — 2 600
Светлана Сурганова
06 Дек.вс 19:00
Окружной Дом Офицеров
1 300 — 3 000
Гузель Уразова. Ильдар Хакимов
12 Март 2021пт 19:00
ДК Металлург
500 — 1 600
Сергей Волчков
30 Сент.ср 19:00
Окружной Дом Офицеров
900 — 2 500
Басиани. Патриарший хор Грузии
24 Окт.сб 19:00
Окружной Дом Офицеров
900 — 2 500
ЭРИКА ЛУНДМОЕН в Самаре
30 Окт.пт 19:00
Клуб Звезда Самара
900
Евгений Гришковец. Водка как нечто большее.
26 Окт.пн 19:00
Самарский академический театр драмы им. Максима Горького
2 500 — 3 900
Удачные песни
14 Нояб.сб 19:00
Окружной Дом Офицеров
1 200 — 4 500
ЖЕКА
27 Окт.вт 19:00
Окружной Дом Офицеров
1 100 — 2 800
Наверх